Договор возмездных услуг — один из самых распространенных документов, который регламентирует отношения заказчика и исполнителя. На первый взгляд, работать по такому документу очень просто. Одна сторона оказывает заранее установленный перечень услуг, вторая принимает их и оплачивает в полном объеме. В результате все довольны и счастливы.
К сожалению, на практике эта идиллическая картинка часто разваливается, как карточный домик. В ряде случаев заказчик по объективным или субъективным причинам не принимает выполненную работу и не желает оплачивать услуги. Не менее часто ситуация стопорится и по вине исполнителя, который не хочет выполнять обязательства или делает это из рук вон плохо.
Чтобы вернуть потраченные или, наоборот, получить причитающиеся средства, компаниям часто приходится обращаться за помощью к адвокату по спорам об оказании услуг и решать конфликтную ситуацию в судебном порядке.
Согласно сложившемуся стереотипу многие заказчики до сих пор считают, что они платят исполнителю за результат, хотя, с точки зрения законодательства, оплата поступает именно за совершенное действие. В неправильной трактовке как раз и кроется корень большинства конфликтных ситуаций.
Действие договора регламентируют нормы гражданского права, а само соглашение обычно оформляют непосредственно перед оказанием большинства распространенных и знакомых многим видов услуг:
Приведенный список носит приблизительный характер. Точный перечень услуг, которые оформляются соответствующим договором, в законе не прописан. Поэтому, теоретически, под действие соглашения подпадают любые взаимоотношения между исполнителем и заказчиком.
Одним из обязательных моментов считаются условия, на которых предполагается оказание услуги. Как правило, эти условия определяют качество и уровень сервиса. Если такая информация в договоре отсутствует, в силу автоматически вступают требования, прописанные в законодательстве. Здесь, опять же, закон не дает конкретных формулировок, поэтому в своих выводах суд часто опирается на экспертные заключения.
Нормами закона также не предусмотрены стоимость и сроки оказания типовых возмездных услуг. При этом названные условия вместе с качеством, предметом и объемом относят к категории существенных. Таким образом, стороны, заключающие договор, определяют характер названных условий в самостоятельном порядке.
Самое удивительное, что это происходит несмотря на гибкость законодательства и самого соглашения, в котором вполне реально заранее предусмотреть и оговорить все спорные моменты. Тем не менее, споры возникают и очень часто.
Вот самые распространенные причины конфликтных ситуаций:
Многие из указанных спорных ситуаций возникают еще на этапе составления соглашения.
Если юридическое или физическое лицо своевременно не обратится за помощью к юристу по спорам оказания услуг, ситуация нередко осложняется по ряду причин:
Часто заказчик и исполнитель, которые подписывают договор, не осознают реальных юридических последствий соглашения, которое они заключили. В недалеком будущем это становится причиной конфликта ввиду того, что каждая из сторон трактует определенные положения договора по своему усмотрению.
Приведем в пример упомянутые выше услуги по раскрутке сайта. Заказчик дает задание веб-студии разместить рекламное предложение о его продукции в социальной сети. Исполнитель выполняет задачу, реклама присутствует в положенном месте заданный период, действие совершено, но продажи у заказчика не поднялись.
При этом заказчик отказывается платить, потому что не видит результата. Хотя фактически он обязан заплатить за действие. Если исполнитель обратится за помощью к адвокату по спорам оказания услуг, заказчику, скорее всего, придется рассчитаться за работу исполнителя в принудительном порядке.